Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2016
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Центральный административный округ

Дополнительное образование

Дата актуальности данных: 28.06.2017

О дополнительном образовании в Гимназии №1520 им. Капцовых
как о равноценной составляющей образовательного процесса в современной школе

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» – фраза, произнесённая пару веков назад основателем династии Ротшильдов, вполне может быть эпиграфом к нашей сегодняшней жизни. Общество, в котором мы живем, называют информационным, где главным сокровищем являются знания. Чтобы стать успешным, востребованным специалистом в современном обществе, молодому человеку необходимо обладать полноценной базой знаний. И лучшее время, чтобы накопить их, – это школьные годы. Именно это время - период максимальных познавательных возможностей личности, время активной социализации и поисков «себя».

Новая школа отвечает на все современные вызовы времени. Поэтому в ней активно реализуется концепция развития системы дополнительного образования. Растёт понимание того, что для гармоничного развития личности необходимо создание единого образовательного пространства. Ведь нашим детям, которые являются полноправными участниками цифрового информационного общества, уже недостаточно знаний в рамках школьной программы. Их потребности многократно выше. Дополнительное образование призвано стать мощным мотивирующим фактором, определяющим потребность ребёнка
к саморазвитию – в области творчества, спорта, науки. Выбирая те занятия, которые близки их интересам, их природе, дети не просто приобретают интересное хобби. Дополнительное образование помогает раскрыть их таланты и склонности, а зачастую – влияет на выбор жизненного пути.

Всё это в полной мере понимает и реализует педагогический коллектив одной из старейших московских школ – многопрофильной гимназии №1520 имени Капцовых. Вот уже 124 года школа, открытая меценатами Капцовыми в конце XIX века, держит марку. Традиции, имя, история и высокий уровень образования – четыре столпа, на которые опирается гимназия. Многие годы она является одной из лучших в Москве с углублённым изучением английского языка. А в 2006 году вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Лучшие школы России». Неслучайно многие московские семьи обучаются здесь династиями, и гимназия этим гордится. Среди её выпускников много известных людей: Юлия Друнина, Максим Дунаевский, Михаил Ефремов, Фёдор Бондарчук, Виктор Пелевин и мн. др.

В последние годы гимназия №1520 имени Капцовых активно участвует в реализации государственной программы по развитию дополнительного образования. Сегодня в школе свыше 100 кружков, секций, клубов дополнительного образования, большая часть которых функционирует на бюджетной основе. Причем более 50% из них было открыто в 2015 – 2016 учебном году. Это значит, что дополнительное образование очень востребовано среди детей и родителей. И отрадно, что сегодня государственная программа и интересы родителей совпадают.

Школьные объединения охватывают такие направления, как наука и техника, спорт, художественно-эстетическое развитие, углублённое изучение школьной программы, подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам. Самые популярные из них - Театр танца «Виктория», «Исторический клуб Клио», концертный хор Gloria, театр эстрадной песни «Яркие люди», студия рисования «Палитра», «ОГЭ для всех», кружки учителей-предметников. Стремительно набирают популярность кружки робототехники и лего-конструирования, 3d-анимации и других инновационных направлений, где воспитанники работают с самым современным программным обеспечением. Дети с удовольствием посещают спортивные секции: самбо, регби, ушу, большой теннис, шахматы.

Среди многообразия форм дополнительного образования учащиеся могут выбрать именно то, что им по душе, осваивая новые интересные области. В этом смысле в гимназии не просто реализуют государственную программу, но и не отступают от традиций образования, заложенных еще в античности, традиций классического, всестороннего и гармоничного развития личности.

Оправданы ли затраты на объединения дополнительного образования? Есть ли от них практическая польза и результат? Конечно, да. И очень значимый, причем во всех направлениях: в обучении, в воспитании, в развитии.

Чтобы родители могли оценить результаты, дважды в год обязательно проходят отчётные концерты секций дополнительного образования. К примеру, доброй традицией стали великолепные театральные спектакли Театра танца «Виктория». Так, 27 мая в актовом зале блистала очередная постановка танцевальной студии под названием «Маленький принц». А на концерте в честь Дня Победы дети порадовали своими творческими успехами не только родителей и учителей, но и ветеранов. Кроме того, кураторы кружков регулярно проводят открытые уроки для всех желающих.

Помимо школьных мероприятий, воспитанники гимназии участвуют в фестивалях, концертах и конкурсах окружного и городского масштабов. В конце апреля 2016 года коллектив Театра танца «Виктория» выступил с танцевальным номером на концерте популярного рэп-исполнителя Басты в сопровождении Большого симфонического оркестра, который состоялся в Государственном Кремлёвском дворце. Ребята не только приобрели ценный опыт участия в столь крупном мероприятии, но и пообщались со своими кумирами: Полиной Гагариной, Бастой, Смоки Мо и Тати.

Художественно-эстетическое развитие – одно из приоритетных направлений дополнительного образования в гимназии. Именно поэтому дети активно принимают участие в крупных мероприятиях, где они могут раскрыть свои творческие таланты. Так, последние несколько лет воспитанники школы участвуют в московском молодёжном фестивале детского творчества «Дружбовидение» под эгидой ЮНЕСКО, занимая призовые места. В 2016 году школьная команда победила в номинации «Лучшая песня страны». А еще в прошедшем учебном году команда учащихся гимназии приняла участие в городском фестивале детского и юношеского творчества «Эстафета искусств», направленном на выявление одарённых детей и лучших творческих коллективов города. Фестиваль проводился в течение всего года, с октября 2015 по апрель 2016. Кроме того, воспитанники школы показали отличный результат в эстафете фестивалей межрайонных советов директоров школ «Наши общие возможности – наши общие результаты». Дети смогли продемонстрировать свои достижения и результаты, полученные в рамках не только основного, но и дополнительного образования.

Творчество – не единственное направление, где виден результат упорной и слаженной работы детей и учителей. Учащиеся гимназии №1520 имени Капцовых регулярно получают призовые места на олимпиадах, спортивных соревнованиях.
Вот уже третий год подряд команда школы входит в тройку лучших в международном шахматном турнире «Белая ладья». Однако призовые места в конкурсах и красивые отчётные концерты, где дети с удовольствием демонстрируют свои успехи, – это не главное. Главное – что, посещая кружки, ребята учатся думать, учатся получать удовольствие от процесса познания, учатся учиться. Они сами видят результат своего труда, а это – лучшая мотивация. Какой путь выберет ребёнок и кем он станет, в большей степени зависит от семьи и школы. Родителям и школе важно обеспечить ребёнку доступ к качественному образованию, а долг школы – создать базу, где ребёнок может получить и базовое, и дополнительное образование в полном объеме. Помочь найти себя каждому – вот задача школы. Самое важно – понимать, что гармоничное развитие интеллектуальной личности с активной жизненной позицией возможно в случае единства базового и дополнительного образования.

Воронин Д.О., руководитель блока дополнительного образования, учитель музыки Гимназии № 1520 им. Капцовых